На антарктическом материале изучались некоторые биохимические, физиологические и иные механизмы адаптации к отдельным экстремальным факторам или их сочетаниям, такие, как специфика состава мембран и общего состава липидов у облигатных психрофилов, особенности транспортных механизмов у морских олиготрофов, “экономный” метаболизм у бактерий, изменения в составе пигментов у микроводорослей, адаптированных к постоянному дефициту света и др. В то же время у антарктических микроорганизмов или их сообществ описаны необычные свойства, не имеющие известного нам адаптивного значения.
Очень сильно в Антарктиде действует сочетание высокой летней инсоляции и низких температур. Солнце даёт тепло, поэтому способность хорошо поглощать тепловую энергию несомненно дает экологическое преимущество организмам, обитающим на открытых солнцу поверхностях, таких как лёд, снег, мерзлотные свободные от снега и льда субстраты и т.д., поскольку тем самым они в известной степени могут корректировать температуру среды, “улучшая” микроклиматические условия. Но солнце не только согревает, его УФ лучи оказывают повреждающее и летальное действие.
Идеальным приобретением микроорганизмов, способным поглощать тепло и в то же время защищать клеточные структуры от губительных УФ лучей, являются меланиновые пигменты. С физиологической точки зрения для выполнения этой двойственной функции существенным моментом является поверхностная локализация пигмента в клеточной стенке, причём клетка никогда не остаётся “оголённой”. Так обстоит дело у Nadsoniella nigra var. hesuelica.
Следует особо подчеркнуть, что антарктические микроорганизмы, поставленные в экстремальные природные условия, вынуждены были создавать и совершенствовать механизмы и синтезировать вещества, помогающие им выживать и активно функционировать в этих условиях. Нет сомнения в том, что НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС В КАЧЕСТВЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ, и в этом состоит огромное практическое значение проблемы адаптации антарктической микрофлоры к условиям обитания. И в первом ряду этих веществ стоит АстроМеланин — чёрный пигмент (меланин) антарктических чёрных дрожжей Nadsoniella nigra var. hesuelica.
Его значимость для фармацевтики отмечена в материалах Университета ООН, Токио при обсуждении Международной программы по поиску и практическому применению биологически активных веществ, синтезируемых антарктическими организмами, в частности, микроорганизмами (см. Приложение № 8).
Приложение № 8