Фотореактивирующий фермент


С положительными результатами прошли также испытания аспергиллина, который использовался при УФ-облучении как протекторное вещество [Лысенко, Лях, 1977; Imshenetsky et аl., 1978, 1979].

С этой целью конидии и споры мутантных лейкорас Pen. notatum и Circinella muscae, суспендированные в водорастворимой фракции пигмента, облучали лампой БУВ-15 и по возрастанию числа выживших клеток судили о степени защитного действия вещества, Ослабление УФ-инактивации, достигаемое введением аспергиллина, может быть весьма значительным. Эффект часто усиливался с увеличением дозы УФ-радиации и всегда снижался (но не пропорционально) с уменьшением содержания протектора в растворе, вплоть до полного исчезновения, что мы наблюдали в суспензии, содержащей 0,0036%- ную концентрацию вещества. Отмеченная тенденция увеличения «выживаемости» была продемонстрирована и с Micrococcus albus, как объектом защиты [Лысенко, Лях, 1977].

Явление фотореактивации у пигментированных грибов. Само явление фотореактивации едва ли имеет какую-либо специфику у меланинсинтезирующих грибов. Однако, оценивая его количественно, безусловно необходимо учитывать наличие в клеточной стенке меланинового слоя, который будет затруднять проникновение света, в том числе и фотореактивирующего к структурам, нуждающимся в восстановлении (а точнее, к фотореактивирующему ферменту). Впервые это чисто логическое соображение получило фактическое подтверждение в экспериментах по фотореактивации светом с λ=300-400 нм (пик при λ=365 нм) темно- и светло- пигментированных конидий Asp. carbonarius, облученных дальним УФ-светом (λ=254 нм). При равных условиях обработки слабоокрашенные клетки восстанавливались в большей степени, чем интенсивно окрашенные. В процентном отношении в первом случае эта величина составляла 53,7, во втором — 12,6 (или 15,2 для другой облучающей дозы) [Curtis, 1970].