В литературе было также представлено описание процесса освобождения меланиновых гранул из гиф и конидий Helminthosporium speciferum под действием бактерий. Лизирующим агентом в этих экспериментах служил Tyrophagus putrescentiae. Первая стадия разрушения клеточной стенки гифы начиналась с фиксации бактерий на ее поверхности, особенно частой в зоне выростов, и завершалась глубокими изменениями внутреннего слоя клеточной стенки с исчезновением фибриллярного матрикса. Причем эти изменения наблюдались не только в непосредственной близости от бактерий, но и на значительном расстоянии от них. Вслед за этим появлялись перфорации в наружном аморфном меланизированном слое, состоящем из частично дегидратированного слизистого вещества. Затем процессом захватывался основной меланизированный слой. После растворения немеланизированной, зоны и эрозии в зоне, инкрустированной пигментом, начинался выход гранул. В конце концов, от гиф оставались только гранулы и «лохмотья» сли- зистого слоя, относительно устойчивого к действию микроорганизмов. Картина лизиса конидий была несколько более сложной из-за присутствия в их клеточной стенке двух дополнительных слоев, но его последствия те же — гранулы и «лохмотья» [Reisinger, Kilbertus, 1973].
Как и в предыдущих публикациях, эти гранулы рассматриваются авторами как прямые предшественники гуминовых веществ почвы, участвующие в образовании гуминового вещества.
Позднее из той же лаборатории вышла работа об ультраструктурных изменениях при биодеградации в почве мицелия Pyrenochaeta lycopercici — гриба, поражающего корни томатов. Освобождений меланиновых гранул было описано и в этом случае [Harranger et al., 1977].
Каково же реальное количество меланинов, поступающих в почву с отмирающим мицелием в течение года, например. К сожалению, такие определения и расчеты известны пока только для крайне ограниченного числа типов почв, в частности для дерново-сильноподзолистых почв под ельником, липняком и ельником-кисличником [Марфенина, Мирчинк, 1973; Мирчинк и др.,1976; Запрометова, Мирчинк, 1979]. При проведении отдельного учета биомассы темноокрашенного мицелия Мирчинк с соавторами рассчитали, что она составляет десятки килограммов на 1 га. Приняв 2,5-3%-е содержание меланина от массы сухого мицелия, они пришли к выводу о единовременном поступлении в почву сотых долей миллиграмма этих веществ на 1 г почвы. Учитывая же многократное повторение этого процесса в течение года, легко согласиться с мне- нием авторов о значительном вкладе клеточных меланиновых пигментов грибов в органическое вещество почвы. В некоторых других работах приводятся еще более высокие цифры содержания темноцветных грибов в почве [Linhares, Martin, 1978].