Однако широких и глубоких исследований, выполненных в лабораторных условиях на чистых культурах психрофилов, которые бы количественно точно оценивали эффекты взаимозависимости потребностей в температуре и влажности, пока еще нет. Ускоренное накопление такого фактического материала кажется совершенно необходимым.
Сухость и низкие температуры, предельно неблагоприятные для микроорганизмов, существуют в континентальных, удаленных от моря областях Антарктиды, свободных от постоянного оледенения — в долинах Земли Виктории. Это самые сухие и холодные пустыни на Земле. Поэтому реакция антарктических микроценозов на комбинированные действия низких температур и низкой доступной влажности, как и способы адаптации к этим ведущим экстремальным факторам среды, представляет несомненный интерес. Подробно этот вопрос рассмотрен в нашем обзоре (Лях, Абызов, 1974).
Особый интерес представляет активность микроорганизмов в местах, удаленных от подвижной воды, ледников и непосредственного контакта с вечной мерзлотой. Наиболее сухие антарк- тические пустыни содержат влагу в количествах, приближающихся или подобных ее количествам в почвах самых сухих пустынь умеренных поясов или высокогорных районов. Здесь относительная влажность поверхностных слоев грунта выражается в таких низких цифрах, как 0,14 или 0,51%, в то время как на Антарктическом полуострове и некоторых островах она может достигать 21 и даже 37% (Cameron, 1971). О чрезвычайной сухости Антарктиды свидетельствуют также данные по расчетам среднегодовой упругости водяного пара. Если даже на побережье она не превышает 2,0—2,15 мбар, то в центральных районах она не бывает выше 0,02—0,01 мбар или же вообще не фиксируется приборами (Копанев, 1962, цит. по Лозина-Лозинскому, 1972).
Проблема воды в холодных пустынях по трудности решения превосходит эту проблему в жарких пустынях прежде всего потому, что в течение зимнего периода вода полностью недоступна для живого. Но и в течение короткого полярного лета низкие температуры, низкая влажность воздуха, сильные сухие ветры и засоленность почв также ограничивают доступность воды для ми- кроорганизмов. Многое указывает на то, что долины иссушались тысячелетиями (Horowitz et al., 1972). Озера и пруды, за редкими исключениями, не оттаивают в течение лета. Обширные области вечной мерзлоты могут в некоторой степени снабжать влагой почвы только в условиях, когда благоприятные температуры допускают движение воды через почву в атмосферу (Cameron, 1969; Cameron, Conrow, 1969; Ugolini, Grier, 1969; Ugoiini, Anderson, 1972).