Бактерии, обитающие в постоянно увлажненных средах


Четкая физиологическая разница по гибкости и быстроте перехода из неактивного состояния в активное легко была выявлена на психрофилах, выделенных из достаточно контрастных но условиям влажности местообитаний, что также является отражением специфики условий существования. Бактерии, обитающие в постоянно увлажненных средах, при культивировании образовывали видимые глазом колонии уже на 7—14-й день, тогда как формы, вынужденные в природе длительно «пережидать» неблагоприятные условия в состоянии анабиоза, начинали развиваться только после лаг-периода в 1—3 мес. (Cameron, Conrow, 1969; Benoit, Hall, 1970; Cameron, 1971). Процессы восстановления в этом случае протекали замедленно, и, возможно, испытывали большие трудности на одном или нескольких этапах при регидратации, реактивации или в фазе увеличения численности популяции путем размножения жизнеспособных клеток (Бекер, 1972).

Таким образом, низкие температуры и сухость создают стрессовую ситуацию. Об этом также свидетельствует угнетенное состояние микроорганизмов в тех местах, где действие этих факторов максимально, и их относительное процветание в противоположных условиях. Причем сухость почв представляется нам более значительным препятствием для развития жизни в Антарктике, чем холод. Так можно думать хотя бы потому, что психрофилия получила достаточное распространение в антарктической микрофлоре, и это доказано экспериментально. Вопрос же о высоком уровне ее ксерофитности, как о способности расти при крайне ограниченной доступной влажности, не говоря уже о ксерофилии, т. е. предпочтении условий высокой сухости, остается весьма спорным.

Если речь идет об исключительной сухости местообитания, то здесь всегда или почти всегда мы встречаемся с флорой, практически постоянно находящейся в анабиотическом состоянии и оживающей только в короткие периоды улучшения условий увлажнения субстрата. Другими словами, адаптация в этом случае осуществлялась главным образом по линии «переживания» (анабиоза), а не активной жизни.

Кроме того, мы вынуждены признать, что низкая влажность является неблагоприятным экологическим фоном для проявления способности к низкотемпературному росту у микроорганизмов (психрофилия), хотя в случае анабиоза именно она дает возможность сопротивляться холоду (Лозина-Лозинский, 1972).