Нуклеотидный состав ДНК как критерий психрофилии


Большое внимание, которое уделялось ядерному аппарату Micrococcus cryophilus, вызвано удобством его использования в качестве модели для цитологических исследований в связи с его исключительной крупноклеточиостью. В ранних работах (De Lamater, Woodburk, 1952, цит. по Mazanec et al., 1966) ошибка в интерпретации микроскопических картин при оптических исследованиях привела к заключению о наличии митоза у этого организма. Вскоре однако она была замечена и исправлена (Bisset, 1954). Последующее изучение этого объекта с применением уль- тратомии и электронного микроскопирования показало, что его ядерный аппарат расположен в центральной части протоплазмы, от которой он отличается более низкой электронной плотностью и неупорядоченным переплетением нитевидных структур. В большинстве клеток эти структуры были рассеяны в форме островков, иногда в кольцеобразной последовательности.

Такая организация ядерного материала, рассматриваемая как его впячивание в цитоплазму, или наоборот, как инвагинация циюплазмы в ядерный материал, наблюдалось неоднократно и у других бактерий. Изменения в ядрах на протяжении цикла клеточного деления также не имеют видимых особенностей (Mazanec et al., 1966).

Screenshot at марта 19 21-30-33

Рис. 18. Ультратонкий срез делящейся клетки Micrococcus cryophilus (Mazanec et al., 1965). Электронная микрофотография

к — капсула, кс — клеточная стен- ка, р — рибосомы, я — ядерный материал, м —мезосома

Vibrio marinus MP-1 и PS-207 имеют фибриллярный нуклеотид, причем фибриллы ДНК контактируют с поверхностью внутриклеточных мембранных образований (Felter et al., 1969, 1970; Kennedy et al., 1970). Содержание Г+Ц в ДНК облигатно психрофильного морского Vibrio psychroerythrus составляло 40,0 мол.% (D’Aoust, Kushner, 1972), что соответствовало величинам, полученным для других морских микроорганизмов (40—43 мол.%) (Colwell, Mandel, 1964).